Ремонт выхлопной системы
Выхлопная система двигателей внутреннего сгорания – не менее важная часть, чем другие: охлаждения, впрыска топлива, подвески и других. Неисправность в её работе вызывает чрезмерный и шум и снижение мощности мотора, которая может быть вызвана прорывом выхлопных газов из системы или их обратной отдачи.
Её функции:
- Транспортировка продуктов сгорания из цилиндров двигателя;
- Снижение уровня токсичности выхлопов;
- Вывод токсичных газов за пределы автомобиля, барьерная функция против попадания их в салон.
Выхлопная система напрямую связана с газораспределительным механизмом (ГРМ) и является его продолжением. Включает в себя следующие составляющие:
- Приёмная труба
- Катализатор
- Резонатор
- Глушитель
- Уплотнители крепёж к элементам кузова или рамы
- Кислородный датчик
У дизельных двигателей система выхлопа дополняется ещё и сажесборником (сажевым фильтром).
Грамотный ремонт и регулировку выхлопных систем лучше доверять профессионалам, таким как специалисты автотехцентра «Автопрайм».
Приёмная труба
То, что автомобилисты называют «штанами» - за характерную сдвоенную форму газоприёмника. Присоединяется к выпускному коллектору двигателя. Это самая горячая часть выхлопной системы, потому что температура выхлопных газов на начальном этапе их вывода достигает 600⁰С и более, в зависимости от типа топлива и степени его сжатия.
Поэтому изготавливаются «штаны» из жаропрочных материалов, может быть даже сделан из легированной стали (на дорогих моделях машин). На мощных многоцилиндровых двигателях используют не одну такую трубу.
Главная функция приёмной трубы для газов – беспрепятственно отвести их от камер сгорания. Для этого сечение и форма таких труб тщательно рассчитываются, чтобы двигатель не «задохнулся» отработанными газами.
Резонатор
Представляет собой трубу цилиндрической формы диаметром в полтора-два и более раза большим, чем приёмная труба. В резонаторе выхлопные газы резко расширяются, что, во-первых, вызывает их некоторое охлаждение, а во-вторых – снижается скорость и попутно уменьшается звук выхлопа. Звуковая картина меняется со взрыва или звука выстрела просто на хлопок. Материал изготовления, как правило, такой же, как и у приёмной трубы.
Катализатор
Самая сложная (и самая дорогая) из деталей выхлопных систем. Представляет собой керамические мелкоячеистые блоки с металлической сеткой. Материал сетки – палладий или платина. Поэтому стоимость нового катализатора начинается от 40 тысяч рублей.
Драгоценные металлы служат для разложения самых токсичных составляющих выхлопа, расщепляя продукты сгорания на водород и безопасные пары. Если бы не наличие в выхлопных системах каталитических вставок, города давно бы уже задохнулись от скопления в атмосфере смертельно опасных газов.
Сажевый фильтр
Дополнение к каталитическому нейтрализатору в дизельных моторах. В сажевых фильтрах устанавливается ячеистая матрица из карбида кремния. Представляет собой тонкие каналы в этом материале, проходящие сквозь всю матрицу. Кроме того, на боковых поверхностях имеются пористые ячейки, фильтрующие остатки токсических газов, прошедшие каталитический фильтр.
Очистка газов от сажи завершается их регенерацией. У разных автопроизводителей она бывает или активной, или пассивной. В пассивной вредные газы фильтруются в керамическом элементе катализатора. В активном в его приёмную камеру вспрыскивается специальная жидкость AdBlue, которая также принимает участие в очистке в качестве каталитического средства. Не вступая непосредственно в саму реакцию очистки и осаждения вредных веществ.
Совместное действие катализатора и сажевого фильтра доводит уровень очистки отработанных газов до 90-98%, выбрасывая в атмосферу практически чистый водород.
Кислородный датчик
Или «лямбда-зонд». Чувствительный элемент, реагирующий на отработанные газы и замеряющий степень их очистки. Ввинчивается непосредственно в корпус катализатора, на участке, где выхлопные газы прошли все фильтры. Сигнализирует о работоспособности катализатора и необходимости, при неудовлетворительном качестве очистки газов, его замены.
Глушитель
Последняя деталь в системе вывода отработанных газов. Делятся на
- Стандартные (общегражданские)
- Спортивные
Стандартные, которым оснащаются большинство автомобилей, устроены следующим образом: длинная металлическая труба разделена внутри перегородками. Сквозь них проходит ещё одна труба, меньшего диаметра, с проделанным в ней отверстиями по всей длине. Газы из этой трубы перенаправляются в перегороженные отсеки, только после этого выходят наружу.
Спортивные глушители имеют больший диаметр трубы в середине, и перфорацию по всей длине глушителя. Кроме того, он в центральной части заполнен стекловатой. Диаметр выхлопного отверстия у спортивных глушителей в полтора-два раза больше, чем у стандартных, что обеспечивает эффективный отвод газов с хорошей вытяжкой. но выигрывая в этом параметре, страдает другой – бесшумность. Спортивные глушители не обеспечивают такой уровень звукового комфорта, как стандартные.
Крепёж системы и её уплотнительные элементы
Крепёж к раме и кузову делается хомутами разного диаметра и болтами, стягивающими их. А уплотняется детали прокладками на стыках перечисленных элементов выхлопной системы. В зависимости от фирм-изготовителей, прокладки делают из рифлёной фольги или литые, с добавлением в стык жаростойкого герметика (выдерживающего температуру до 1100⁰С).
О гофре
Гофра тоже часто является элементом выхлопной системы. Её роль – демпфирующая, она снижает нагрузку на остальные системы вывода выхлопных газов. Существенно снижает уровень шума. Ремонту не подлежит – хотя это самый страдающий от механических воздействий элемент системы – из-за её низкого расположения. Меняется полностью.
Неисправности системы
Следует помнить, что чаще всего страдает от износа глушитель, являющийся самым расходным элементом системы выхлопа. Срок его службы при нормальной езде – 2, максимум 3 года, после чего его не ремонтируют, а меняют полностью. Другие выхлопные элементы служат чуть подольше, но тоже требуют замены на новые. Особенно это касается прогоревшей прокладки на месте между выпускным коллектором и приёмной трубой. Эта неисправность влечёт за собой попадание выхлопов в салон машины, неприятных запах бензина и падение мощности двигателя.
Если имеются навыки ремонта выхлопной системы, а главное – есть понимание принципов её работы, такой ремонт с заменой комплектующих можно провести самостоятельно. Но, учитывая воздействие высоких температур на детали, их повышенный износ и сильную коррозию, когда хомуты, болты и другие элементы крепления «закипают» и чрезвычайно трудно отдаются – лучше обратиться в автосервис. В техцентре «Автопрайм» всегда готовы к работе специалисты, которые за умеренную цену, строго на основе прайс-листов, проведут диагностику и произведут замену вышедших из строя деталей